Транспортный комплекс в экономическом развитии региона
Влияние уровня развития транспортной инфраструктуры на экономический рост территории доказано как в теоретических, так и в практических прикладных работах. Транспортный комплекс
Постулаты Новой экономической географии, фиксирующие нелинейную связь между изменением транспортных параметров (транспортных расходов) и изменением масштабов экономики (динамика структуры экономики, размещение производственных мощностей), были одними из последних. В статье исследуется влияние транспорта на экономическое развитие с точки зрения оценки проницаемости границ. Проверяется гипотеза о том, что наличие разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокую проходимость границ и открытость экономики для взаимодействий, положительно влияет на экономическое развитие региона. Оцениваются внутренние и внешние индексы для Дальнего Востока России. Внутренний индекс - это оценка проницаемости границ между административными субъектами Дальнего Востока России.
Проницаемость границ оценивается по: 1) общепринятой методике и 2) скорректированному показателю, предложенному автором. Предлагаемый показатель учитывает более широкий спектр транспортных взаимодействий и рассчитывается с использованием модифицированных весовых коэффициентов для отдельных видов транспорта. Рассчитаны классический и скорректированный индексы проницаемости для Дальнего Востока. В результате можно сделать вывод о слабой проходимости границ для большинства административных субъектов Дальневосточного федерального округа. Относительно низкая транспортная проницаемость внешних границ региона выявляется при взаимодействии с Китаем. Результаты показывают высокий потенциал роста внешнеэкономических взаимодействий на Дальнем Востоке России (например, сотрудничество в рамках «Один пояс, один путь»).